Вождение в нетрезвом виде. Административная или уголовная ответственность?

Как это было?

Закон Украины от 22 ноября 2018 № 2617-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» (далее — Закон № 2617-VIII) вступил в силу 1 июля 2020, им было криминализировано управления транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции (ст. 286-1).

Накануне вступления в силу закона Верховная Рада Украины приняла другой закон, который должен был вступить в силу одновременно с Законом № 2617-VIII и, в частности, отменить те пункты, которые предусматривали введение ст. 286-1 УК и изменение редакции ст. 130 КУоАП.

Это Закон Украины от 17 июня 2020 № 720-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» (далее — закон № 720-их).

Из-за несогласованных действий законодателей опубликование Закона № 720-IX в газете «Голос Украины» состоялось 3 июля 2020 года, то есть после вступления в силу Закона № 2617-VIII, и это породило вопрос относительно момента вступления в силу акта, из-а чего ни правоохранители, ни суды, ни правозащитники не знали, что делать.

Но так получилось, что Закон № 720-IX вступил в силу за исключением положений, касающихся внесения изменений в Закон № 2617-VIII, то есть все кроме пунктов возврата в предыдущее состояние статей 130 КУоАП и 286-1 УК. Поэтому отсутствие внесения изменений на сайте https://zakon.rada.gov.ua/laws не является ошибкой.

Таким образом, уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения до сих пор действует!

Но вместе с этим возникают следующие вопросы:

Как должно отвечать лицо совершившее правонарушение до 01.07.2020 года?

Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда разъяснил вопрос, подлежат ли с 1 июля 2020 административной ответственности по статье 130 КУоАП лица, совершившие правонарушение — управления транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, до 01 июля 2020 года.

Итак, согласно тексту разъяснения и части первой статьи 8 КУоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Близкие по смыслу положения содержатся в части второй статьи 4 УК, согласно которой уголовная противоправность и наказуемость, а также иные уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во время совершения этого деяния. Указанные положения корреспондируются с положениями части второй статьи 58 Конституции Украины, согласно которой никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушение.

Здесь имеет место переживающее (ультраактивное) действие (отдельные положения нормативно-правового акта продолжают свое действие даже после прекращения действия вследствие отмены всего нормативно-правового акта или изменения соответствующей его части) акта. В частности, ультраактивность имеет место тогда, когда предписания нормативно-правового акта, который действовал ранее, распространяются на не реализованные или не прекращённые на момент потери силу правоотношения, поскольку действие акта, вводится вместо действующего ранее, распространяется только на новые правоотношения, возникшие после вступления в силу.

Исходя из этих положений к лицам, до 1 июля 2020 совершившим управления транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, или другие действия, исключены из статьи 130 КоАП должно быть применен закон, действовавший во время и по месту совершения правонарушения.

В свою очередь, статья 8 КоАП предусматривает, что законы, которые смягчают или, отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих законов. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Аналогичные положения содержатся в части второй статьи 5 УК, согласно которой закон об уголовной ответственности, устанавливающий уголовную противоправность деяния, усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратного действия во времени.

Исходя из указанных положений лица, которые до 1 июлю 2020 совершили правонарушение- управления транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, или другие действия, исключённые из статьи 130 КУоАП не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 286-1 УК, ведь Законом была усилена юридическая ответственность и вместо административной ответственности было предусмотрена уголовная ответственность, которая является наиболее суровой по содержанию государственного принуждения и правовыми последствиями. Так, в отличие от статьи 130 КУоАП в редакции от 07 июля 2016 года, согласно которому управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции и т.д. , каралось штрафом в размере шестисот тысяч гривен с лишением права управления транспортными средствами на срок в один год, санкция статьи 286-1 УК предусматривает наказание в виде штрафа от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет.

Основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении, на основании пункта 6 части первой статьи 247 КУоАП, также отсутствует. Согласно этому пункту производства по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отмены акта, устанавливающего административную ответственность.

Речь идет о случаях отмены акта, которым установлена административная ответственность, зато в результате внесения изменений в статью 130 КоАП юридическая ответственность за управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции или другие действия, была не отменена, а наоборот усилена.

Таким образом, за правонарушение совершенное до 01.07.2020 года ответственность наступает по ст. 130 КУоАП.

Как должно отвечать лицо совершившее правонарушение в период с 01.07.2020 года по 03.07.2020 года?

Законодатель учел положения ч. 5 ст. 94 Конституции Украины — Закон не может вступить в силу ранее дня его опубликования, положения ч. 6 ст. 3 УК, ч. 3 ст. 1 УПК, ч. 4 ст. 2 КУоАП, а также позицию Конституционного Суда Украины, изложенную в ряде его решений, — положения закона, которым в другой закон вносятся изменения, после вступления в силу становятся неотъемлемой частью закона, в который вносятся изменения, и исчерпывают свое действие. Закон № 2617-VIII вступил в силу 3 июля 2020.

Таким образом лицо нельзя было привлечь к ответственности по ст. 130 КУоАП за указанные действия в указанный период, однако правоохранители продолжали (и по сей день продолжают) составлять такие протоколы. Суды, в свою очередь, своими решениями передают такие производства в органы досудебного следствия.

Как должно отвечать лицо совершившее правонарушение после 03.07.2020 года?

Начиная с 03.07.2020 года ситуация абсолютно не отличается от предыдущей. Никто не может быть привлечен к ответственности по ст. 130 КУоАП. Но стоит отметить, что правоохранителям необходимо время чтобы привыкнуть к новому порядку, начать действовать в соответствии с действующим законодательством Украины и совершать верные действия в отношении таких правонарушений.