Что не так с украинским правосудием в делах о преступлениях, связанных с конфликтом на Востоке и в Крыму?
Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (далее — УВКПЧ) констатировала факт того, что Украина неэффективно осуществляет правосудие в таких делах, систематически нарушает права человека и не реагирует на факты такого нарушения.
В докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека исследовано ситуацию с осуществлениемправосудия в делах, связанным с конфликтом в 3 «отдельных» правовых системах: в украинских судах, в самопровозглашенных республиках и в Крыму. В Украине УВКПЧ исследовало 590 отдельных дел и промониторило 1280 заседаний. Нас интересует именно украинское правосудие.
Полный текст доклада по ссылке: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/Ukraine-admin-justice-conflict-related-cases-ukr.pdf.
Какие основные нарушения?
Нарушение права на свободу до вынесения приговора. Незаконные задержания и содержания под стражей до вынесения приговора.
УКВПЛ установило, что право на свободу часто нарушалось из-за задержания подозреваемых по делам, связанным с конфликтом, без решения суда и из-за отсутствия со стороны судов эффективного контроля за досудебным содержанием под стражей таких лиц, вопреки международным нормам и национальному законодательству. УВКПЧ задокументировало 435 случаев, когда задержание осуществлялось без решения суда, когда суды не рассматривали заявления о незаконном задержании или не рассматривали альтернативы досудебном содержанию под стражей, в результате чего подозреваемые или обвиняемые оставались в предварительном заключении в течение нескольких лет.
УВКПЧ задокументировало 420 случаев, когда лица были задержаны без постановления суда на основании их вероятного вхождения в состав вооруженных групп за несколько месяцев, а то и лет до задержания. УВКПЧ неизвестно ни одного случая, где бы правоохранительные органы эффективно расследовали такие незаконные задержания или привлекали виновных к ответственности. УВКПЧ также задокументировало 57 случаев, где, с целью обосновать задержание подбрасывались доказательства, например, ручные гранаты или винтовочные патроны.
В 100 случаях, задокументированных УВКПЧ, прокуроры требовали избрания досудебного содержания под стражей без установления обоснованности и необходимости этого или любого другого меры пресечения. Часто они просто отмечали риски, перечисленные в законодательстве, а не обосновывая их обстоятельствами конкретного производства, и не обосновывали, почему содержания под стражей может уменьшить эти риски, однако суды все равно одобряли такие решения.
Затягивание расследований и судебных слушаний.
Суды являются гарантами оперативного судебного разбирательства, однако они систематически не реагировали на необоснованные задержки, вызванные поведением сторон и сами затягивали судебные слушания. В случаях, когда такие задержки были вызваны действиями стороны обвинения, это было способом давления на обвиняемых, находящихся под стражей, поскольку необоснованное нахождение в местах лишения свободы заставляет человека потерять надежду на эффективное правосудие.
Неоправданные задержки также неблагоприятно влияют на право жертв на эффективное средство правовой защиты. УВКПЧ следило за 15 судебными процессами против украинских военнослужащих и работников органов безопасности, которые обвинялись в нарушениях прав человека, где имели место неоправданные задержки. В этих делах задержки были в пользу обвиняемых, поскольку они оставались на свободе во время рассмотрения дела судом. Это привело к задержке доступа жертв к эффективного средства правовой защиты.
Так, в докладе УВКПЧ ООН упоминается дело, которое ведут адвокаты адвокатского объединения РУХ.
В нем сотрудников СБУ обвиняют в убийстве Александра Агафонова 14 ноября 2014 года. Через 3 года после того, как суд первой инстанции принял дело к рассмотрению и провел многочисленные заседания по сути, апелляционный суд постановил передать дело сотрудников СБУ, в другой суд. Это дело является показательным способом затягивания судебного процесса для оттягивания момента осуществления правосудия над работниками службы безопасности и получения компенсации семьей погибшего. Несмотря на тяжесть обвинений, сотрудников СБУ даже не уволили со службы.
Это дело УВКПЧ вспоминает уже не первый раз, так в Докладе о ситуации с правами человека в Украине за период с 16 февраля по 15 мая 2018
Полный текст доклада по ссылке: www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/ReportUkraineNov2017-Feb2018_UKR.pdf.
УВКПЧ было обеспокоено тем, что обвиняемых по этому делу освободили из-под стражи прямо во время судебного заседания на основании внесения залога.
Нарушение права на защитника.
УВКПЧ обеспокоено тем, что назначенные государством адвокаты по уголовным производствах, связанных с конфликтом, часто действуют не в лучших интересах своих клиентов, нарушая право обвиняемого на эффективное представительство.
УВКПЧ заметил, что лицам, задержанным по подозрениям, связанных с конфликтом, не всегда немедленно обеспечивался доступ к адвокату. В 45 производствах, за которыми наблюдало УВКПЧ, сотрудники правоохранительных органов не информировали безотлагательно центры бесплатной правовой помощи о вышеупомянутых задержаниях. В результате, вопреки закону допросы задержанных проводились без присутствия адвоката. Это облегчало давления на задержанных и получения признаний или желаемой информации.
В свою очередь адвокаты, осуществляющие защиту на частной основе, подвергались опасности через представительство клиентов в уголовных делах, связанных с конфликтом. В течение отчетного периода УВКПЧ задокументировало 12 нападений на адвокатов, которые осуществляли защиту в производствах, связанных с конфликтом, на платной основе.
Нарушение права на рассмотрение дела независимым судом. Вмешательство со стороны правительственных субъектов и групп, которые поощряют к насилию.
Наблюдения УВКПЧ свидетельствуют, что в уголовных процессах, связанных с конфликтом, особенно между 2017 и 2018 годами, независимость судей подрывалась давлением со стороны прокуроров и отдельных членов групп, которые поощряют насилие, например крайне правые группы. Более того, полиция не предотвращала попытки вмешиваться в правосудие в этих делах и не расследовала должным образом эти попытки.
Нарушение права на эффективное средство правовой защиты от нарушений со стороны правительственных сил.
УВКПЧ отметило, что, несмотря на наличие механизмов расследования нарушений прав человека и соответствующего уголовного преследования, привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения в рамках уголовных производств, связанных с конфликтом, были нечастыми. В частности, в течение отчетного периода большинство сообщений о пытках со стороны военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов были проигнорированы, способствуя атмосфере безнаказанности, что позволяет таким нарушением продолжаться. УВКПЧ неизвестно ни об одном случае, где сообщения и жалобы о пытках задержанных были бы эффективно расследованы.
Нарушение права не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.
УВКПЧ обеспокоено многочисленными сообщениями, полученными в течение всего отчетного периода, о нарушении запрета на принудительное получение признаний украинскими правоохранительными органами и силами безопасности по уголовным производствах, связанных с конфликтом. В некоторых случаях обвиняемые сообщали УВКПЧ, что они признавались в результате пыток, жестокого обращения или других форм принуждения. В других случаях обвиняемые заявляли, что они пошли на сделку о признании виновности из-за потери доверия к справедливости производств, поскольку процессуальные гарантии не предотвратили нарушения прав человека в отношении них.
Право быть судимым в своем присутствии.
В октябре 2014 года, в Украине была внедрения процедура уголовного производства при отсутствии подозреваемого или обвиняемого (in absentia), которая неоднократно применялась для привлечения к уголовной ответственности лиц за преступления, связанные с конфликтом. Существующая процедура не соответствует международным стандартам в области прав человека.
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека свидетельствует о том, что украинское правосудие все еще не соответствует международным стандартам, а указанные в докладе факты должны быть приняты во внимание при реформировании системы судебных и правоохранительных органов.