Действительно ли представительство адвокатами в судах является таким дорогим для органов государственной власти и органов местного самоуправления?

Адвокатская монополия предполагает исключительное представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах с 1 января 2020 года.

Так постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 13.03.2017 № 5 «О правовом выводе касательно порядка осуществления представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах, введенного Законом Украины от 2 июня 2016 № 1401-VIII» О внесении изменений в Конституцию Украины (о правосудии) «» отмечает:

«Согласно подпункту 11 пункта 16-1 раздела XV» Переходных положений «Конституции Украины представительство в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 131-1 и статьи 131-2 этой Конституции исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017; в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018; в судах первой инстанции — с 1 января 2019 (абзац первый) представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 (абзац второй). »

Поэтому органы государственной власти и органы местного самоуправления должны заложить в свой бюджет на 2020 год статью расходов на адвокатские услуги.

Возникает вопрос будут ли такие расходы оправданными и эффективными?

Из исследования статистики участия субъектов властных полномочий в судебных делах в порядке административного судопроизводства Харьковским апелляционным административным судом можно отметить следующее:

По субъектам обращения за 2017 год: физические лица — 3435, юридические лица — 8565, в т.ч. субъекты властных полномочий — 4 887. Что составляет примерно 40% от общего количества производств.

По субъектам обращения за 2018 год : физические лица — 3902, юридические лица — 9216, в т.ч. субъекты властных полномочий — 5 291. Что составляет примерно 40% от общего количества производств.

По субъектам обращения за первое полугодие 2019 года: физические лица — 2329, юридические лица — 6339, в т.ч. субъекты властных полномочий — 4 804. Что составляет примерно 55% от общего количества производств.

Статистические показатели Киевского окружного административного суда, за 2017 и 2018 года согласно показателям годовых отчетов, за первое полугодие 2019:

Отчетный периодФизические лицаЮридические лицав т.ч. субъекты властных полномочий 
2017167547942838
2018494546112497
п.п.2019 года357726651173

Что составляет 43% за 2017 год, 26% за 2018 год и 19% за первое полугодие 2019 года соответственно.

Таким образом мы видим, что процент участия субъектов властных полномочий является высоким и требует привлечения профессиональных юристов на постоянной основе.

Для представительства субъектов властных полномочий в судах действует юридическая служба. Основной  задачей юридической службы является организация правовой работы, направленной на правильное применение, неуклонное соблюдение и предотвращение невыполнения требований законодательства, других нормативных актов органом исполнительной власти, предприятием, их руководителями и работниками во время выполнения возложенных на них задач и функциональных обязанностей, а также представление интересов органов исполнительной власти, предприятия в судах.

Как показывает практика, юридическая служба вынуждена подавать апелляционные жалобы в любом случае, ведь в дальнейшем в случае невыполнения требования «принять все меры для защиты интересов», может иметь проблемы при применении соответствующих мер со стороны контролирующих органов. Примерно 70% апелляционных жалоб со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не удовлетворяются. Это обоснованно безосновательностью таких жалоб и их низким качеством, однако они все еще требуют затрат из государственного бюджета на персонал, оборудование, судебный сбор и прочее. Таким образом государственные органы искусственно увеличивают собственные расходы на работу юридических служб и на работу судов, что ставит вопрос об эффективности и целесообразности такой деятельности.

В отличие от юридических служб, адвокаты не имеют вышеупомянутых обязательств и качество их работы напрямую влияет на получение гонорара. Кроме того, действующее законодательство предусматривает нормы о возмещении средств за адвокатские услуги, что не предусмотрено для юридических служб.

Согласно предписаниям статьи 134 КАС Украины расходы, связанные с правовой помощью адвоката, несут стороны, кроме случаев предоставления юридической помощи за счет государства.

В действующей редакции КАС Украины заложено критерии оценки как соразмерности расходов на оплату услуг адвоката (адекватности цены за предоставленные адвокатом услуги относительно сложности и важности дела, времени затраченного на ведение дела), так и связи этих расходов с ведением дела в целом (связь конкретных услуг адвоката с ведением именно этого судебного производства, а не какого-то другого). Что дает возможность оценить затраты на каждое отдельное дело и эффективность такого представительства.

Следовательно, привлечение адвокатов для представительства субъектов властных полномочий в судах имеет большую эффективность, чем юридические службы и большую экономическую целесообразность.