Дайджест внеочередной сессии ВРУ от 13.05.2020 года
13 мая 2020 года прошла внеочередная сессия Верховной Рады Украины на которой был принят ряд важных законопроектов. Мы отметим самые актуальные:
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оптимизации сети и функционирования центров предоставления административных услуг и усовершенствование доступа к административным услугам, которые предоставляются в электронной форме»
Этим законопроектом:
1) Оптимизированы сеть функционирования «ЦНАПов», в частности:
- ликвидация «ЦНАПов», образованных районными государственными администрациями и отныне предоставление услуг только в «ЦНАПах» органов местного самоуправления;
- лицам будет предоставлена возможность получать все административные услуги, предоставляемые на соответствующей территории, в одном месте — в «ЦНАПе» органов местного самоуправления.
- расширение доступа к услугам – «ЦНАПы» органов местного самоуправления будут обязательно образовываться во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тыс; урегулирование вопросов образования «ЦНАПов» объединенными территориальными общинами; предоставление старостам отдельных функций администратора.
Вследствие ликвидации «ЦНАПов» районных государственных администраций и Единого государственного портала административных услуг, которые являются дублирующими / лишними органами и звеньями, предполагается значительная экономия государственных средств.
2) Усовершенствование доступа к административным услугам, которые предоставляются в электронной форме. Для получения электронных, в том числе административных и иных публичных, услуг можно будет воспользоваться унифицированным фронт-офисом — Единым государственным веб-порталом электронных услуг, который имеет современный софт , возможность его использования через смартфон или планшет.
3) разрешены другие проблемы в сфере предоставления административных услуг, в частности:
- уточнение термина «административная услуга» — в случаях, определенных законом административные услуги могут предоставляться без подачи заявления; действия органов власти, связанные с реализацией прав лиц также признаются административными услугами;
- некоторые административные услуги можно будет получить без подачи заявления.
- вводится мониторинг качества предоставления административных услуг (в том числе с помощью современных программных средств Единого государственного веб-портала электронных услуг), что позволит анализировать качество предоставления административных услуг, определять и осуществлять мероприятия по повышению уровня качества предоставления услуг.
- предоставление полномочий Министерству цифровой трансформации и областным государственным администрациям обращаться в административный суд по защите прав лиц в сфере предоставления административных услуг.
Эти меры должны существенно упросить процедуру предоставления административных услуг, повысить их качество и способствовать их переводу в электронный формат.
«О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины (относительно недопущения начисления штрафных санкций по кредитам в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни COVID-19)»
Этим законопроектом был внесен новый пункт в заключительные положения ГПК Украины:
«В случае просрочки заемщиком в период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), и / или в тридцатидневный период после дня завершения действия такого карантина выполнения денежного обязательства по договору, согласно которому заемщику был предоставлен кредит (заем) банком или другим кредитодавцем (заимодавцем), заемщик освобождается от обязанностей уплатить в пользу кредитодателя (заимодавца) неустойку, штраф, пеню за такую просрочку. »
«О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения субъектов, на которых распространяется действие антикоррупционного законодательства»
Этим законопроектом предлагается исключить из числа членов семьи субъекта декларирования несовершеннолетних детей, не проживающих с ним.
Законопроектом предлагается установить, что действие закона «О предотвращении коррупции» распространится на лиц, входящих в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия или государственной организации, имеющей целью получение прибыли, субъекта хозяйственной деятельности (кроме акционерного общества), в уставном капитале которого более 50% принадлежит государству, должностных лиц органов акционерного общества, в уставном капитале которого более 50% акций прямо или косвенно принадлежит государству.
Также проектом закона предлагается вывести из-под действия закона советников, помощников, уполномоченных, пресс-секретаря президента, которые выполняют свои обязанности на общественных началах.
«О внесении изменений в Закон Украины» О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование «(относительно устранения дискриминации по кругу плательщиков)»
Этим законопроектом Верховная Рада Украины решила проблему с двойной уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), установив, что независимо от количества регистраций налоговых органов, ЕСВ платится за одного человека один раз.
Статья 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» было дополнении части 5:
«Лица, указанные в пункте 5 части 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, при условии постановки их на учет физических лиц — предпринимателей и осуществления ими одного вида деятельности одновременно»
В соответствии с пунктами 4, 5 части первой статьи 4 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» плательщиками единого взноса являются:
- физические лица-предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения;
- лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатской, нотариальной деятельности, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход от этой деятельности.
Таким образом от двойной уплаты ЕСВ были освобождены не только адвокаты, но другие самозанятые лица.