Анализ изменений в процессуальные кодексы, которые вступают в силу с 08 февраля 2020 года

8 февраля 2020 года вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины относительно совершенствования порядка рассмотрения судебных дел», который предусматривает большое количество изменений к судопроизводству в хозяйственном, гражданском и административном процессах.

Указанный закон позволит создать систему допуска и процессуальных фильтров для кассационного обжалования, предусмотрев, что такое обжалование может иметь место в исключительных случаях, когда необходимо решить вопрос применения нормы материального или процессуального права. Такой механизм, по мнению законодателей, должен привести к уменьшению нагрузки на Верховный Суд, повысить качество его решений и обеспечить выполнение его основной функции – гарантии устойчивости и единства судебной практики,

К тому же, названным законом совершенствуется ряд норм с целью недопущения злоупотребления участниками процесса своими правами и оптимизации процедуры рассмотрения дел.

Основные новеллы процессуального законодательства проявляются в следующем.

1. Определены четкие основания для кассационного обжалования решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции:

• если суд апелляционной инстанции в оспариваемому судебном решении применил норму права без учета выводу о применении нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда, кроме случая наличии постановления Верховного Суда об уступке от такого заключения;

• если жалобщик мотивировано обоснует необходимость отступление от заключения относительно применения нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда и примененного судом апелляционной инстанции в оспариваемому судебном решении;

• если отсутствует вывод Верховного Суда по вопросу применения нормы права в подобных правоотношениях;

• если судебное решение обжалуется по основаниям, предусмотренным для обязательной отмены судебного решения;

• в случае принятия органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей, решение о применении дисциплинарного взыскания к судьям, входящим в состав коллегии судей апелляционной инстанции, которая пересматривала дело, судебное решение в которой обжалуется, за дисциплинарный проступок, совершенный в связи с рассмотрением такого дела.

2. Законом предусматриваются нормы, которыми нивелируется возможность злоупотребления участниками дела своими процессуальными правами:

• Общеизвестна ситуация злоупотребления участниками дела правом на отвод путем подачи отвода в день или накануне судебного заседания с целью недопуска его рассмотрения другим судьей и отмены назначенного судебного заседания. Закон упрощает порядок рассмотрения отводов судьи в случае подачи такого отвода накануне или в день заседания (теперь заявление об отводе подается за 3 дня до назначенного судебного заседания).

• Создается возможность рассмотрения заявления об отводе судьи — тем же судьей, который осуществляет рассмотрение дела (без остановки производства по делу и без передачи дела другому составу суда для рассмотрения соответствующего заявления). Правомерность отклонения такого отвода может быть пересмотрено судом апелляционной и / или кассационной инстанции.

• Исключаются некоторые виды обеспечения иска и запрещается принятие мер обеспечения иска, которые имеют своим следствием прекращение, отложение или приостановление конкурса, аукциона, торгов, тендера или иных публичных процедур, которые проводятся от имени государства (государственного органа), территориальной общины (органа местного самоуправления) или с участием назначенного государственным органом субъекта в составе комиссии, проводит конкурс, аукцион, торги, тендер или иную публичную процедуру;

3. Определяется, что в случае обжалования определений суда об отказе в принятии или возвращении встречного иска, об отказе в принятии или возвращении иска третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, постановлений о приостановлении производства по делу, представленные с пропуском срока на их обжалования, в апелляционной и кассационной инстанций направляются материалы обжалования (что значительно уменьшит срок рассмотрения таких дел по существу заявленных требований).

4. В случае прекращения производства судом апелляционной или кассационной инстанции в связи с неподсудностью спора, такой суд направляет дело в суд первой инстанции правильной юрисдикции. Это делает невозможным пропуск лицом срока исковой давности из-заошибочного определения судом юрисдикции такого спора или из-за изменения судебной практики относительно юрисдикции рассмотрения дел.

5. Устраняется конкуренция норм в части определения исключительной территориальной подсудности дела (в частности дел, стороной в котором выступает Квалификационно дисциплинарная комиссия прокуроров).

6. Нивелируется ситуация подачи заявления о выдаче судебного приказа с нарушением территориальной подсудности, а также устраняются пробелы в процессуальном законе о праве на обжалование постановления об отказе в пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

7. Вводится обязательность приложения к заявлению, жалобе и ходатайству, которые подаются на стадии исполнения судебного решения, доказательств их направления (предоставления) другим участникам дела.

8. Расширяется круг дел в гражданском процессе, которые относятся к понятию малозначительных. К существующему перечню добавляются:

1) дела о взыскании алиментов, увеличения их размера, оплаты дополнительных расходов на ребенка, взыскание неустойки (пени) за просрочку уплаты алиментов, индексацию алиментов, изменение способа их взыскания, если такие требования не связаны с установлением или оспариванием отцовства (материнства) ;

2) дела о расторжении брака;

3) дела о защите прав потребителей;

4) дела о защите чести и достоинства физического лица.

Предполагается, что закон улучшит доступ к правосудию граждан Украины и обеспечит их право на своевременное и справедливое судопроизводство.